Зонная система Ансела Адамса

Современная фототехника не способна запечатлить весь видимый спектр тонов от самого яркого до самого темного. Из-за этого фотографам часто приходится выбирать какими же тонами (светлыми или темными) придется пожертвовать для создания фотографии. Определившись с жертвами необходимо установить нужные настройки экспозиции. В этой ситуации нам поможет зонная система тонов, предложенная Анселом Адамсом в 1939-1940 годах, которая была разработана для черно-белых фотографий, но ее можно применять и для цветной. Именно об этой системе я сейчас вкратце и расскажу.


Вы уже в курсе, что на каждом освещенном объекте условно можно выделить несколько зон тонов — от темного к светлому. По мнению Ансела Адамса для анализа тональности все такие объекты достаточно разделять всего на 10 зон. Перед от уровня к уровню соответствует изменению экспозиции ровно в 2 раза, т.е. 1 EV (выражаясь на жаргоне фотографов — изменение на один «стоп»). При этом на фотографии отображаемые тона воспроизводятся пропорционально, другими словами, если один из тонов воспроизведен верно, то и остальные будут в соответствующем порядке.

Ну а теперь рассмотрим эти самые ступени.

Зона 0. Просто черный тон, никаких деталей рассмотреть невозможно, текстуры неразличимы.

Зона 1. Это тоже почти черный тон, детали также отсутствуют, градачии почти неразлимы.

Зона 2. Очень темный-серый тон. Первые признаки различимости деталей в тенях.

Зона 3. Плотно-серый. Здесь уже детали и текстуры передаются хорошо. В этой зоне обычно оказываются обычные тени на фотографии. Условно можно считать, что хорошая передача деталей начинается именно с этой зоны.

Зона 4. Чуть темнее серого. Детали выражены очень хорошо. На фотографии это может быть тень на светлой коже человека, темная листва деревьев.

Зона 5. Стандартный или средний серый. Отражательная способность равняется 18%). Характерно лучшая выраженность деталей снимка. Чистое голубое небо попадает в эту зону.

Зона 6. Чуть светлее серого. Но светлее предыдущего, но также хорошо передаются детали и переходы.

Зона 7. Светло-серый. Диапазон хорошой передачи детализации заканчивается на этой зоне. Примеры — седые волосы, пепел.

Зона 8. Легкий серый. Детали и градации уже теряются, становятся трудноразличимыми. Снег на солнце.

Зона 9. Почти белый. Детали не различимы, текстуры воспринимаются с трудом. Этот тон можно различить разве что в сравнении с последним.

Зона 10. Абсолютно белый. Зона без каких-либо деталей. Сюда попадают обычно блики от солнца.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*