Виды фотоаппаратов

В независимости от того, какие виды фотоаппаратов вы больше предпочитаете использовать для реализации вашего творческого потенциала, первая и главная проблема, с которой приходится столкнуться начинающему фотолюбителю, — это выбор фотокамеры. Для начинающих фотографов более доступными являются так называемые малоформатные аппараты, размер кадра которых 36х24 или даже меньше.

Профессионалы в своей работе также используют крупно- и среднеформатные камеры. Крупный формат обладает рядом преимуществ, которые касаются, по большому счету, высокой детализации кадра. Стоимость подобной техники и сопутствующих аксессуаров, как правило, на порядок выше, нежели у камер малого формата, а основные правила и принцип действия сходны.


Фотолюбители, в большинстве своем, польются компакт-камерами с несменными объективами, так называемыми «мыльницами», а также зеркальными камерами с возможностью замены оптики (объектива). Помимо этого, достаточно широкое распространение получил еще один промежуточный класс фотоаппаратов – полупрофессиональные или же prosumer-камеры (professional + consumer, англ.).

Давайте более подробно рассмотрим, в чем различия и сходства данных систем. Приведенная далее классификация относится в равной степени, как к цифровой технике, так и к пленочной.

Компакт-камеры

«Мыльницы» созданы для начинающих фотолюбителей, а также людей, которых мало волнуют технические аспекты фотоснимков. Их существование оправдывается в полной мере принципом, который был провозглашен в свое время самим Истменом Кодаком: «Вам нужно нажать на кнопку, а все остальное сделаем мы».

Цена

Существуют бюджетные и более дорогие модели компактных фотокамер. Обычно стоимость их пропорциональна количеству мегапикселей. Но аппарат с большим количеством мегапикселей еще не является гарантией того, что снимки будут более высокого качества. В некоторых ситуациях все получается совсем наоборот. Выбирая компактный фотоаппарат, на значение количества мегапикселей обращать внимание нужно чуть ли не в самую последнюю очередь.

Стоит отдельно отметить сегмент имиджевых аппаратов, стоимость которых пропорциональна цвету и дизайну корпуса.

Производители стараются всегда реализовать как можно больше различных «наворотов», чтобы камера была как можно дороже, хотя на качество получаемых снимков это, в большинстве случаев, никак не влияет.

Вес

Компактный фотоаппарат, естественно, легче и меньше. Обычно его вес не превышает 300 граммов. Это является несомненным преимуществом. Но, опять-таки, все относительно.

Автоматический режим

Компактные камеры делают достаточно хорошие снимки в автоматическом режиме. Вам не придется много думать – просто навел на объект фотосъемки и нажал кнопку спуска. И фотографии компактные виды фотоаппаратов всегда делают одинаково хорошего качества. Но это еще вовсе не преимущество – просто компактная камера не умеет снимать по-другому. Если кадр, который был сделан в автоматическом режиме, вам не понравится, то можете попробовать покопаться в ручных настройках. Но вряд ли вам удастся сильно превзойти автомат – компактная камера имеет чересчур много аппаратных ограничений, так что практически не остается простора для творчества.

Сюжеты

Лучше всего компактные камеры справляются с «пейзажем» и «макро». Настоящую портретную съемку организовать не удастся.

Данные особенности связаны со скромными размерами матрицы (имеется ввиду не количество все тех же мегапикселей, а физический размер матрицы, а количество мегапикселей же характеризует, сколько производителю получилось запихнуть отдельных точек в матрицу стандартного размера).

Главным отличием компактного аппарата от зеркальной камеры является именно физический размер матрицы. Небольшим размером изначально задается большая глубина резкости фотографии, так, что даже при неточной фокусировке удается получить резкие снимки. Это позволяет без затруднений снимать в автоматическом режиме, так как промахи автофокуса едва ли будут заметными.

Малыми размерами также определяется и другая особенность компактных фотоаппаратов – ими можно легко и достаточно качественно выполнять макросъемку, поскольку небольшой объектив дает возможность фокусироваться на небольшом расстоянии от объекта съемки.

Вспышка

В компактных камерах установлена маломощная и маленькая встроенная вспышка. Это не дает толком возможности регулировать свет, а для фотографа именно свет является главным инструментом в работе. О качественной съемке в помещении можно сразу забыть. Встроенная вспышка вам не предоставит возможности равномерного и хорошего освещения фона. На переднем плане объект всегда будет получаться более освещенным, а фон же – более темным.

Помимо этого, из-за встроенной вспышки на фотографиях часто появляется эффект «красных глаз».

Быстродействие

Традиционно компактные камеры несколько «задумываются» в процессе съемки очередного кадра. Помимо этого, даже при предварительном просмотре, заметно некоторое притормаживание изображения на дисплее. Медлительность компактных камер сильно мешает осуществлять съемку спортивных сюжетов. Обычное впечатление после ряда мучений с быстрыми сценами – это ничего толком и не снял, и сам не посмотрел.

Если камера оснащена отдельным оптическим видоискателем, то снимать можно глядя в него, а не на дисплей аппарата. Но и это также не совсем удобно, так как нельзя определить, навелась ли камера на нормальную резкость. Помимо этого, в таком видоискателе картинка несколько отличается от той, которую видит матрица, поскольку окошко видоискателя располагается в стороне от основного объектива.

Оптический видоискатель, устанавливаемый в компактные виды фотоаппаратов, может действительно выручить в другой ситуации – когда снимать приходится на таком ярком солнце, что на дисплее ничего разглядеть не получается. Но он присутствует далеко не во всех моделях компактных камер.

Фотоаппарат в полной мере автоматизирован и, как правило, имеет большой перечень доступных типовых режимов съемки: портрет, пейзаж, макро, спорт и другие. Большинство аппаратных настроек осуществляется посредством меню. Одни модели «мыльниц» не предоставляют возможности в некоторой степени регулировать параметры съемки в пределах определенного режима, другие же не только «разрешают» менять параметры стандартных режимов, но и создавать свои собственные предустановки – пресеты.

Преимуществом подобного типа камер является их умеренная стоимость и компактный размер. Среди недостатков необходимо обязательно выделить невысокое качество получаемых кадров. Это связано, по большому счету, с тем, что разработчики стандартных режимов не способны предусмотреть абсолютно всех нюансов каждой конкретной сцены. Здесь простота использования имеет обратную сторону и превращается в невозможность осуществления точной настройки необходимых параметров.

Сфера применения подобных камер – повседневная документальная любительская съемка, без особых претензий к качеству работ. Компактность и простота конструкции подобных камер позволяет их встраивать в другие портативные устройства – игровые приставки, мобильные телефоны, карманные компьютеры, коммуникаторы.

Просьюмерки

Эти камеры в первую очередь предназначены тем, кого не устраивать полностью автоматическая съемка компакт-камерой. В таких камерах проще доступ к настройкам. Некоторые параметры регулируются не через меню, а с помощью кнопок и других органов управления, вынесенных на корпус фотоаппарата.

Технические характеристики просьюмерок намного выше мыльниц, вспышки более мощные, а оптика по качеству близка к объективам зеркальных фотоаппаратов. Часто такие фотоаппараты имеют возможность (как и зеркалки) установки дополнительной вспышки. В просьюмерок нет видоискателя и поэтому наводка на объект съемки, как и у мыльниц, осуществляется с помощью экрана. Обычно есть некая пародия на видоискатель — электронный экран, который показывает примерно такую же картинку как и встроенный экран. Практической пользы от такого псевдовидоискателя я не вижу.

Большинство цифровых «просьюмерок» способны записывать изображение в формат RAW. Данный формат позволяет выполнять более гибкую регулировку параметров изображения в графических редакторах без заметных потерь качества изображения.

Среди основных недостатков аппаратов того или иного типа, профессиональные фотографы выделяют невозможность смены объектива. Отчасти, данная проблема может быть решена за спет использования широкого ряда специальных оптических насадок. За счет теленасадок возможно увеличение фокусного расстояния объектива (т.е. приближение объекта съемки), широкоугольные же его уменьшают.

Ради справедливости стоит отметить, что использование любых насадок отрицательно влияет на качество фотографии. Поэтому там, где предъявляются высокие требования к качеству кадров, используются другие виды фотоаппаратов – зеркальные. Подобные камеры получили свое название за счет устройства системы наведения на объект съемки. Установленное внутри фотоаппарата зеркало отражает изображение, которое непосредственно формируется объективом, в видоискатель. Для съемки кадра данное зеркало поднимается, открывая тем самым матрицу (или же кадр пленки). У фотографа, таким образом, есть возможность оцепить будущий кадр еще до того, как будет нажата кнопка спуска.

Устройство видоискателя в зеркальной камере обеспечивает полный контроль будущего снимка, в отличии от тех же «мыльниц», где визирование кадра производится либо посредством неудобного оптического видоискателя, либо же по электронному инерционному дисплею.

Зеркальные фотоаппараты

На этом типе остановлюсь поподробнее.

Выбирая новый цифровой фотоаппарат, многие серьезно задумываются: зеркальные камеры с течением времени теряют стоимость, а не зеркальные же аппараты, наоборот, дорожают, но совершенствуются, при этом, в разы и по множеству функций.

Зеркальные камеры, которые были изначально пленочными, а затем усовершенствовались до цифрового формата, во все времена считались заветной мечтой каждого любителя фотосъемки. Часть любителей не могла позволить себе приобрести такие виды фотоаппаратов ввиду их высокой стоимости, некоторые отказывались из-за сравнительно больших габаритов камеры, сложности управления настройками и функциями. Но, по прошествии некоторого количества времени, зеркальные фотоаппараты становились все более приемлемыми и доступными в цене, также усовершенствовались и стали более простыми в управлении, а размеры их стали в разы меньше предыдущих.

В настоящее время стоимость «китовых» комплектов «зеркалок» любительского и среднего уровня, то есть комплекты, в которые входит камера и штативный объектив, колеблется в пределах от 500 и выше долларов. Указанную стоимость можно сопоставить со стоимостью недорогих незеркальных аппаратов, разработанных для более продвинутых пользователей, которые называют просьюмерка. Их стоимость начинается уже от 600-700 долларов.

Но стоимость же зеркальных фотоаппаратов продолжает, все-таки, понижаться. Она понижается ввиду того, что на рынке фототехники появились некоторые компании, которые до этого не специализировались на производстве «зеркалок» и, за счет этого, на рынке возросла конкуренция. Еще одним фактором сложности выбора зеркальной фотокамеры является все большее и большее совершенствование аппаратов не зеркального типа, так как они получают порою оптику самого высокого класса.

Плюсы «зеркалок»

При приобретении зеркального фотоаппарата, одним из неоспоримых и наиболее важных аргументов, является наиболее большие физические размеры матриц. У зеркальных камер данная характеристика оказывает довольно серьезное влияние на качество получаемого изображения. Чем больше будет у фотокамеры размер матрицы, тем меньшим будет уровень цветовых помех изображения (или более просто – шумов), наименьшая глубина резкости, наиболее расширен диапазон динамики (количество ступеней в разности контраста, которые способна зафиксировать фотокамера). Рассмотрим последовательно основные характеристики зеркальных фотоаппаратов.

Поговорим сначала о шумах. Чем больших размеров матрица в камере, и чем меньше она будет работать в процессе съемки, тем меньше шум на получаемых фотоснимках. При съемке с пониженной освещенностью профессионалы рекомендуют использовать оптический стабилизатор. Больших размеров матрица имеет более широкий динамический диапазон, и это является ее преимуществом. Эта характеристика позволяет делать высококачественные снимки контрастных объектов. Как и ранее, по динамическому диапазону преимущество остается у зеркальных аппаратов.

Преимущества и возможности оптики

Возможность смены оптики является одним из главных преимуществ, которыми характеризуются зеркальные виды фотоаппаратов. В зависимости от конкретной сцены и режима съемки, можно подобрать определенный объектив. Но для большинства же фотолюбителей достаточно обычной не зеркальной камеры и объектива с большим зумом. Большая кратность зума хоть и будет несколько снижать оптические качества объектива, но нельзя сказать, что качество получаемых фотоснимков от этого страдает. При этом, 6-12-кратный зум-объектив рассматриваемых нами «просьюмерок» достаточно компактен, чем не могут похвастаться «зеркалки» с арсеналом оптики.

Если провести анализ «рисунка» объектива – «бокэ», то здесь, конечно же, нет альтернативы «зеркалу», но не каждому фотографу-любителю захочется таскать за собой несколько килограммов аппаратуры. А объективы бюджетных «зеркалок» обычно оснащены всего лишь трехкратным зумом.

Отличительной характеристикой зеркальных аппаратов является минимальное фокусное расстояние. В «пленочном» эквиваленте данный показатель равен 28 мм, в то время, как у камер не зеркального типа эквивалент составляет порядка 35-38 миллиметров. За счет этого обеспечивается более широкий угол фотосъемки.

Еще одним плюсом зеркальных фотоаппаратов, на который хотелось бы обратить ваше внимание, является механический привод зума. Подобный тип зума не расходует энергию батареек и очень удобен в использовании.

Не стоит сравнивать штатную оптику «зеркалок» и «просьюмерок» в отношении максимальной резкости, так как у «просьюмерок» данный показатель намного лучше, а оптика же зеркальных камер от самых разнообразных производителей очень отличается. Существуют такие модели «просьюмерок», на которые устанавливается оптика известных мировых производителей, и по многим характеристикам она превосходит большую часть штатных зеркальных объективов, а именно по таким показателям как макросъемка, резкость, хроматические аберрации, склонность к образованию бликов и другие.

Удобство эксплуатации

Зеркальные камеры со штатным объективом обычно приобретаются с расчетом на продолжительный срок использования, благодаря многофункциональности данных камер. Необходимо отметить, что внушительным набором функций обладают и дорогие, и более дешевые модели, они практически не отличаются по данному параметру. Их основное отличие заключается в прочности корпуса, удобстве использования и т.п. Но и аппараты «просьюмерского» класса по своим возможностям ни в чем не уступают «зеркалкам».

Но, сколько людей, как говорится, столько и мнений… Некоторые предпочитают малогабаритные зеркальные виды фотоаппаратов, другие же – компактные «просьюмерки». Они имеют немало отличий. В зеркальных аппаратах (помимо одной модели) невозможно визирование по дисплею, но, если при визировании камеру держать правильно, напряжение мышц и дрожание рук уменьшается. Нельзя снимать ими и видео. В отличии от незеркальной камеры с поворотным дисплеем, «зеркалкой» нельзя фотографировать, держа их над головой.

Зеркальные фотоаппараты превосходят незеркальные качественной ручной настройкой и высокой скоростью фокусировки, а у «просьюмерок» ручная фокусировка используется довольно редко, ввиду низкой ее эффективности.

В полупрофессиональных фотоаппаратах более удобный доступ к настройкам съемки. Большая часть важных параметров съемки может быть отрегулирована не посредством меню, а при помощи органов управления, вынесенных на корпус фотокамеры. Технические характеристики данных аппаратов существенно выше, нежели у «мыльниц», они обладают более мощной вспышкой, а объектив же по качеству сопоставим с оптикой профессионального уровня.

«Просьюмерки» нередко используются в качестве второго инструмента профессионального фотографа или даже полноценной профессиональной камеры.

Многие полупрофессиональные фотокамеры имеют возможность дистанционного управления фотосъемкой. В сочетании с многофункциональным дисплеем, это предоставляет владельцу ряд дополнительных преимуществ при съемке портретов, макро и других сюжетов, которые требуют установки фотоаппарата на штатив.

Устройство зеркальной камеры

Несмотря на тот факт, что первая модель зеркальной камеры была представлена уже более сотни лет назад, за прошедшее время ее конструкция претерпела лишь незначительные изменения. Конечно же, с ходом развития техники, зеркальные фотокамеры обзавелись большим списком сервисных возможностей, управляемых за счет электроники, однако сама суть процесса фотосъемки осталась прежней. Приходящий в объектив световой поток, с помощью зеркала, проецируется на матовом стекле. Фотограф, смотрящий в видоискатель, может таким образом видеть сцену так, как ее «видит» объектив. Однако если изображение в камере обскура перевернуто, то в зеркальных же аппаратах данный недостаток полностью устранен: специальная призма, посредством которой изображение на матовом стекле поступает в видоискатель, обеспечивает переворот экспозиции в «нормальное» состояние. Данная призма называется пентапризма, так как в сечении она имеет пять сторон. В недорогих моделях фотоаппаратов используют иногда пентазеркало – система зеркал, которые ставят «на ноги» изображение, проецируемое на матовое стекло. Отличия пентастекла от пентапризмы состоит в том, что первая система дает более темное изображение.

После нажатия на кнопку спуска открывается затвор, зеркало сразу же откидывается вверх и освобождает путь световому потоку к светочувствительному элементу, а после закрытия затвор возвращается на место. Кстати, именно из-за поднятия затвора фотограф ничего не может видеть в видоискателе в момент срабатывания затвора – такова уж особенность всех зеркальных фотоаппаратов.

Изображение, которое показывают данные виды фотоаппаратов в видоискателе, по своей площади полностью совпадают с изображением, которое получаем на светочувствительном элементе. В камерах профессионального уровня совпадение достигает практически всех 100 процентов, а в камерах любительского уровня оно более скромное – порядка 80-97 процентов.

Именно из-за откидывающегося зеркала все фотокамеры данного типа и имеют довольно большой размер, если сравнивать с размерами «мыльниц». Но это, скорее, их достоинство, чем недостаток или минус. Камера большого размера хорошо лежит в руке, как принято говорить среди фотографов, она «ухватистая», в то время как некоторые модели «зеркалок» меньшего размера держать в руках неудобно.

Чего же хорошего в конструкции зеркальной фотокамеры? Она предоставляет фотографу возможность выполнить визуальную оценку множества параметров съемки, которые недостижимы в фотоаппаратах другой конструкции. Это и глубина резкости, и точная фокусировка, и кадрирование, и боке, и эффекты от использования разнообразных насадок и фильтров на объектив. Поэтому все профессиональные фотографы в своей работе используют исключительно зеркальные фотоаппараты.

Но, к сожалению, ничего идеального на свете не бывает. И зеркальные камеры не являются исключением, у них также есть определенные недостатки, которые выплывают именно из замечательной конструкции. Ввиду механического принципа подъема зеркала несколько снижается в целом надежность работы, что заставляет оберегать аппарат от лишних встрясок и ударов. Также зеркало, которое поднимается во время съемки, взывает небольшое сотрясение камеры (оно ведь тоже имеет определенную массу), в результате чего можно наблюдать на снимке некоторое снижение уровня резкости. Некоторых моделях, для устранения данного эффекта, доступна функция предварительного подъема данного зеркала.

Итак, мы рассмотрели стандартную конструкцию зеркального фотоаппарата. Подобная конструкция характерна и для цифровых, и для пленочных камер. Далее мы будем вести речь исключительно о зеркальных цифровых камерах в виду того, что весь сегмент полулюбительских и любительских моделей сегодня занят исключительно ими. И если мы до этого применяли термин «светочувствительный элемент», подразумевая под ним как матрицу, так и пленку, то в дальнейшем же оперировать будем только понятием матрица.

Для зеркальных фотокамер предлагается широкий выбор различных аксессуаров: гелеконвертеры, сменные объективы, рукоятки с дополнительными батарейными отсеками, насадки на видоискатель, спусковые свегосинхронизаторы и тросики для студийной фотосъемки. Зеркальные виды фотоаппаратов обязательно оборудуются площадкой для внешней фотовспышки. Органы управления фотокамерой дают возможность оперативного регулирования абсолютно всех параметров съемки. Это предоставляет возможность осуществления съемки динамично развивающихся событий в репортажном режиме.

Зум-объективы, используемые с такими камерами, в отличие от объективов с фиксированным фокусным расстоянием, способны обеспечить целый диапазон различных фокусных значений, помогая заметно ускорить работу пользователя и легче обозначить кадр. Как и в фотокамерах типа «мыльница», зум-объективы зеркальных фотоаппаратов редко удерживают значение диафрагмы постоянно максимальным, ее размер, с увеличением фокусного расстояния, снижается. Качество изображение также не всегда бывает связано с фокусным расстоянием. Большинство современных объективов обладают некоторой «золотой серединой», которая находится обычно ближе к центру диапазона значений. Это касается также и обыкновенных цифровых фотоаппаратов, но в меньшей степени ввиду меньшего размера матрицы.

Основные конструктивные элементы зеркального фотоаппарата:

  1. Объектив;
  2. Затвор;
  3. Светочувствительный материал: матрица или пленка;
  4. Зеркало в положении визирования.

При наличии достаточного набора сменной оптики, с помощью зеркального аппарата могут быть решены практически все задачи и замыслы фотосъемки.

В подобных камерах также используется автоматика, но служит она, скорее, в качестве подсказки фотографу. Обязательно доступна возможность полного перехода в ручной режим фотосъемки. Если вы недостаточно хорошо осведомлены в технических объектах процесса съемки, то подобное «невмешательство» в творческий процесс может вызвать определенные затруднения. Это означает, что для использования всех преимуществ зеркального аппарата в полной мере, потребуются определенные практические навыки и обучение. Также необходимо учесть, что комплект из фотокамеры, внешней вспышки и сменных объективов вряд ли можно назвать легким и компактным. Вряд ли вообще имеет смысл носить с собой в сумке «зеркалку» просто так, на всякий случай. Как правило, зеркальные аппараты приобретаются опытными или профессиональными любителями, которые точно себе представляют, что они будут снимать и зачем им вообще такой аппарат, который, к слову, не из дешевых. В зависимости от режима фотосъемки (портрет, пейзаж, макро и т.д.), будет необходим определенный объектив. Но большинству пользователей обычно доступно универсального объектива с многократным зумом. Да и весь набор, согласитесь, носить за собой достаточно затруднительно, особенно в путешествии.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*