Тональность фотографии. Низкий ключ и высокий ключ

Зрение человека имеет способность различать около трех сотен уровней яркости от абсолютно черного цвета к абсолютно белому. В фотографии количество передаваемых уровней яркости на порядок меньше. Анализируя фотоснимки, фотографы использует методику, предложенную американским фотографом Анселом Адамсом. В нее входит всего десять уровней яркости (тонов). Так вот, тональность — это характеристика, обозначающая соотношение светлых, темных и средних тонов в фотографии.


Достаточно часто фотографы исключают какой-либо из тонов в изображении, что делает фотографии интереснее. Такие технические приемы называются «низкий ключ» («Low Key») и «высокий ключ» («High Key»). Эти техники съемки позволяют убрать из фотографии второстепенные детали, акцентируя все внимание непосредственно на объекте съемки. Такие снимки характеризуются специфическим настроением, тем самым оказывают большое впечатление на людей. Далее рассмотрим что же это за технические приемы такие.

Темная тональность, «низкий ключ» или «Low Key»

Этот прием характеризуется тем, что на фотографии большую часть занимают темные или полностью черные зоны и элементы, основной объект съемки четко виден, прорисованы все его детали, а светлые участки чистые и без пересветов. Светлые участки в таких снимках нужны для подчеркивания контраста, в большинстве случаев они являются композиционным центром кадра. При съемке техникой «низкий ключ» освещение обычно либо направлено прямо на объект (встречный свет), либо сбоку, либо встречно-боковое.

Для фотографирования в темной тональности нужно еще и правильно выбирать объекты съемки, а также предметы, которые попадут в кадр. Не рекомендуется снимать предметы с матовой поверхностью — бумага, одежда. Такие вещи будут выглядеть плоскими и потеряют объемность из-за отсутствия бликов на них. А вот вещи с глянцевой, хорошо отражающей поверхностью выглядят намного выигрышнее. Поэтому чаще всего темную тональность используют фотографы натюрмортов — их объекты съемки как раз для этого подходят. Также часто данный прием используется в портретной фотографии, как правило для создания жанровых фотопортретов. Пейзажные фотографы этот прием используют редко, разве что для съемки городского пейзажа ночью. Отдельно хочу отметить фотохудожников, работающих с обнаженной натурой, т.е. в жанре «ню». Они любят и часто применяют технику Low Key, т.к. она дает возможность создать загадочную и романтическую атмосферу фотоснимка.

Светлая тональность, «высокий ключ» или «High Key»

Как несложно догадаться «высокий ключ» является полной противоположностью предыдущему приему. Фотографии в светлой тональности характеризуются тем, что большую часть изображения занимают белые или светло-серые тона. На таких снимках обязательно должны присутствовать и абсолютно черные или темные элементы, пусть и в очень малых количествах. Они нужны для выражения контраста и придания тонального акцента.

Особенностью съемки в «высоком ключе» является то, что требуется не только хорошее освещение, но и сам объект должен быть светлым. Даже если просто представить данную ситуация, то становится очевидно, что снять что-то темное на темном фоне в светлой тональности просто невозможно. То есть, к примеру, черную собаку или кошку снять приемом «High Key» не получится, как бы вы не старались. Поэтому и объект, и окружение должны быть светлыми.

Вот еще несколько ключевых моментов при съемке в светлой тональности. Объект, который вы снимаете, должен быть освещен хорошо и равномерно, лучше всего, если освещение не будет создавать глубоких теней. Фотографируют, как правило, немного увеличив экспозицию по отношению к средней, но все равно часто фотографии подвергаются дальнейшей обработке на компьютере в графических редакторах.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*