Пленка и матрица цифрового фотоаппарата

А ведь еще живут пленочные фотоаппараты… Некоторые задаются вопросом «почему?». Сейчас я об этом и расскажу.

С наступлением эры информационных технологий мы стали зависимы от цифровых источников информации. Мы привыкли к цифровой аудио и видеозаписи, следовательно, и цифровое фото нам давно уже не в диковинку. Но всё же плёнка продолжает жить и не сдает позиций. В чем же секрет ее долголетия? И чем информация, полученная на пленку, отличается от данных, полученных на матрицу цифровой камеры?


Внутри каждого аппарата расположен светочувствительный слой. На него и попадает изображение, которое мы желаем запечатлеть. Можно провести один занятный эксперимент: разобрать пленочный фотоаппарат, в нем можно обнаружить, что внутренности разобранной пленочной камеры (пока поток света не достиг светочувствительного слоя) мало чем отличается от «внутреннего мира» цифрового аналога.

Существуют цифровые «зеркалки», элементы которых очень напоминают состав пленочного фотоаппарата. Такие устройства обладают совместимостью с объективами, созданных для пленочных фотоаппаратов. Это очень удобно для фотографов, которые используют как пленку, так и цифру. Им достаточно поменять лишь корпус (body), чтоб перейти с одного аппарата на другой.

Главное различие между «пленкой» и «цифрой» состоит в принципе формирования изображения на носителе.

Что такое фотопленка?

Фотопленка состоит из прозрачного слоя. На него накладываются микрогранулы химвеществ на основе галоидного серебра. Они имеют свойства на свету изменять свою прозрачность и цвет. Сколько света попало на каждую гранулу – столько его и отражает каждая гранула. Гранулы наносятся в несколько слоев. Каждый слой отвечает за свой цвет на картинке.

Известно, что в природе существуют 3 основных цвета: красный, синий и зеленый. Остальные цвета получаются при их смешении, путем увеличения или уменьшения насыщенности. Данная цветовая модель имеет название RGB. Такое название она получила от заглавных букв основных цветов: Red — красный, Green — зеленый, Blue — синий.

После специальной обработки пленки, мы получаем либо слайд, либо негатив. Изображение возникает по принципу мозаики: каждая микрогранула отвечает за свою точку в картинке. Количество точек в фотографии именуется разрешением. Чем меньше точек – тем ниже разрешение.

Что такое матрица?

Матрица на деле является небольшим плоским прямоугольником. Его размеры не превышают размера кадра фотопленки. Аналогами микрогранул как на фотопленке, на матрице служат пиксели (англ. Pixel-picture’s element). Это микроскопические светочувствителные элементы.

Каждый пиксель делится на три ячейки, которые чувствительны к RGB. С помощью светофильтра поток света делится на три базовых цвета. Когда на пиксель попадает свет – то каждая ячейка получает электрозаряд конкретной величины, которая определяет яркость и оттенок данной точки. Дальше идет работа процессора камеры. Именно он составляет конечную картинку, на основе полученной информации о каждом пикселе. В современных цифровых фотоаппаратах количество пикселей измеряется в миллионах, поэтому разрешение матрицы обозначается в мегапикселях.

Светочувствительность (ISO)

Светочувствительность измеряется в единицах ISO (англ. International Organization for Standardization – Международная организация по стандартизации). Наиболее распространенный диапазон ISO – от 80 до 1600.

Чем меньше число ISO – тем больше света требуется для получения изображения.

С ростом чувствительности растет и размер микрогранул, которые становятся заметными на фотографии, и создается эффект «зернистости». Выходит, что чем выше ISO – тем ниже разрешение.

В пленочной камере регулировать уровень ISO можно лишь путем замены пленки. В цифровой фотокамере это все гораздо удобней, ведь оно регулируется переключателем.

В цифровой фотокамере разрешение при росте уровня ISO не ухудшается. Но при нехватке света на темных участках фото можно заметить хаотические пятна, именуемые «цифровым шумом». Данный шум появляется, когда электронике камеры приходится приходится усиливать слабый заряд пикселей. Вместе с усилением слабозаряженных пикселей — усиливаются и случайные помехи.

В различных моделях фотокамер уровень цифрового шума при разных уровнях ISO отличается. Эксперты различают «паспортные» — описанные изготовителем и «рабочие» — проверенные практикой – съемки величины ISO конкретной модели фотоаппарата.

«Цифра» или «пленка»?

Пленка не устарела и вовсе не собирается этого делать. Все происходит потому, что она динамическим диапазоном пленки шире, чем динамический диапазон матрицы цифрового фотоаппарата. Подобное отличие позволяет фотографировать контрастные объекты без потери цвета.

Динамический диапазон позволяет с одинаковой степенью контрастности воспроизводить различия в яркостях участков оптического изображения объекта съемки. Чем шире динамический диапазон, тем более широкий диапазон яркостей возможно передать на одном и том же снимке без потери цвета.

Динамический диапазон у пленки шире, чем у матрицы полупрофессионального «цифровика». Если делать снимок, построенный на контрастах, на камеру с узким динамическим диапазоном, то тени на фотографии окажутся полностью черными, а светлые тона — превратятся в белое пятно. У матриц «цифровиков» динамический диапазон более узкий, чем на негативах, поэтому порой происходит потеря цветов, к примеру: голубое небо на снимке выглядит молочным.

Технологии стремительно развиваются и по многим параметрам цифровые фотоаппараты уже догнали, и даже обогнали пленочные камеры. Техника становится качественнее и доступнее, а кроме этого помогает воплотить все творческие идеи в реальность.

Сам я лично конечно же сторонник цифровых технологий, 21 век как-никак на дворе.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*