Какие бывают объективы

Традиционно все объективы делят в зависимости от угла зрения. Они бывают широкоугольные, нормальные и длиннофокусные. Вы уже должны знать что этот самый угол зрения зависит от отношения фокусного расстояния к диагонали кадра. Но нынче объективы все-таки принято характеризовать не углом зрения, а так называемым ЭФР – «эквивалентным фокусным расстоянием». Это связано с широкой распространенностью пленочного формата 35 мм.

Но это в народе принята такая классификация. По техническим же параметрам есть всего два типа: фиксы и зум-объективы. Но обо всем по порядку.

Разновидности в зависимости от фокусного расстояния

Широкоугольные объективы имеют эквивалентное фокусное расстояние 28-35 мм. Если ЭФР еще меньше, то такие объективы называют сверхширокоугольными, или еще одно распространенное название – «Fish Eye», или в переводе на русский «рыбий глаз». Эти объективы используют в основном для достижения каких-то художественный спецэффектов или в интерьерной и пейзажной съемке. Обычно сверхширокоугольные объективы стоят достаточно дорого. А все из-за того, что с увеличением угла зрения (уменьшением фокусного расстояния) заметно начинают расти геометрические искажения картинки. Бороться с этими искажениям не легко, поэтому и недешево.

«Нормальными» называют объективы, имеющие ЭФР около 50 мм. Их называют так, потому что такое фокусное расстояние обеспечивает угол обзора максимально похожий на угол человеческого зрения.

Длиннофокусные объективы имеют более широкий набор фокусных расстоянию и имеют 100-400 мм. Максимальные значения используются нечасто, только лишь в специальных целях – папарацци, фотоохотниками, шпионами.

Отдельно стоят объективы предназначенные для макросъемки – макрообъективы. Иногда вместо такой оптики используют специальные насадки на обычные объективы. Задача данного типа – обеспечить съемку объекта в масштабе 1:1 или крупнее. Существуют также модели зум-объективов с возможностью съемки макро.

Хочу особо отметить объективы с эквивалентным фокусным расстоянием 80-100 мм. Это так называемые «портретники». Они называются именно так, потому что лицо человека, снятое на такой объектив крупным планом, имеет минимум линейных искажений и максимально естественную перспективу.

Фикс-объектив против зум-объектива

Фикс-объектив – объектив, имеющий постоянное фокусное расстояние. Зум-объектив – объектив, имеющий в своем распоряжении определенный диапазон фокусных расстояний, для простого народа проще сказать, что на зум-объективе можно увеличивать.

Какие же достоинства и недостатки есть у каждого из вариантов?

Фикс-объективы хороший тем, что они обладают большой светосилой, минимальными аберрациями, следовательно качество фотографий будет выше. Но снимая при помощи фиксфокала (еще одно название) приходится жертвовать оперативностью съемки. Ведь даже наличие нескольких фиксов с разными фокусными расстояниями не заменят один зум-объектив – чтобы поменять объектив нужно намного больше времени, чем на изменение зума. А еще бывают ситуации, что фотограф просто не имеет возможности перейти на другую точку съемки. И не следует забывать, что внутренняя часть фотоаппарата оказывается открытой, а в этот момент внутрь могут попасть пылинки и влага. Если это действительно случится, то это может стать причиной испорченной фотосессии.

Выходит, что зум-объектив удобнее в использовании. Да, это так. Но цена хорошо зум-объектива сопоставимого с посредственным фиксом, может быть в разы больше. В общем, каждому человеку приходится самому выбирать, что ему будет лучше.

В конце статьи еще хочу сказать о парочке нюансов.

Для любительских съемок лучше всего подойдет объектив с 50 мм. Как я уже говорил, его угол зрения приближен к восприятию пространства зрением человека.

Кратность зума – это отношение малого ЭФР к большому. Большая кратность – это не всегда хорошо. Выбрав широкий диапазон приходится жертвовать либо качеством, либо деньгами. Принято считать, что лучшее отношение цены и качества у объективов имеющих трехкратный зум или близкий к нему.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*