Динамический диапазон. Фотоширота матрицы фотоаппарата

Представим окружающий мир в черно-белом виде: мы увидим, что между абсолютно белым и абсолютно черным цветом существует неисчислимое множество серого цвета, точнее его оттенков, или еще грамотнее сказать — тонов. К слову сказать, с точки зрения физики, в мире не существует абсолютно черной поверхности, которая полностью поглощала бы световой поток. Предметы, которые считаются черными, имеют отражательную способность близкую к нулевой.


Зрение человека легко отличает разнообразные оттенки в окраске облаков в небе, переходы в тенях от деревьев, изменение цвета на поверхности земли и прочее. Фотоширотой называется именно эта способность видеть тональные переходы и оттенки между самым белым (самым ярким) и самым черным (темным). Данное понятие еще называют «динамический диапазон».

Следовательно, динамический диапазон (фотоширота) — максимальный диапазон яркостей, которые может воспринимать матрица фотоаппарата. На самом деле, это достаточно важная характеристика.

Для того, чтобы на опыте понять, что же все-таки такое «динамический диапазон» можете провести следующий эксперимент. В полной темноте попробуйте рассмотреть лампочку маленького карманного фонарика. В связи с тем, что все предметы вокруг темные, лампочка фонарика будет казаться вам ярким пятном, в котором вряд ли получится рассмотреть какие-то детали. При дневном свете лампочку можно будет рассмотреть без проблем, несмотря на то, что она горит. То же самое произойдет, если, например, взять книгу и стать лицом к солнцу или другому источнику света. Если источник света разместить позади книги и позволить ему светить нам в глаза, то прочесть текст в книге будет также достаточно трудно.

Матрица фотоаппарата различает гораздо меньший динамический диапазон, чем человеческие глаза. Именно поэтому даже в очень качественном фотоснимке фотографу не удастся передать все видимые детали и оттенки снимаемой картины из-за ограниченной фотошироты. Также это является причиной того, что не имея большого опыта, бывает сложно подобрать правильную экспозицию. Конечно это звучит печально, но фотографу придется смириться с тем, что какое-то количество оттенков будет утеряно, и с этим ничего не поделаешь.

Правда данная проблема возникает только тогда, когда вы хотите сфотографировать какие-то объекты с большой разницей освещенности. В качестве примера можно привести темное или плохоосвещенное дерево на фоне яркого источника света или светлого неба. В этом случае придется чем-то пожертвовать: проэкспонировать дерево, но тогда источник света будет без деталей, либо потерять детали того, что расположено в тени. Кстати, последний вариант используют для специальных эффектов: попробуйте снять объект против света, измеряя уровень экспозиции по наибольшей освещенности — получится силуэт вашего объекта.

Тем самым такая съемка позволяет сделать акцент на форме объекта. Часто этот эффект используется в пейзажной съемке. Интересные фотографии получаются также при съемке силуэтов людей.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*